Сказкотерапия курсовая работа

2.2. Применение сказкотерапии в работе с детьми

Глава 1. Общее представление о сказкотерапии как методе практической психологии

11 стр., 5254 слов

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

… компенсация. Для решения задачи изучения психологии развития слабовидящих людей необходимо подробнее остановиться на некоторых психофизиологических … психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания, а также индивидуально- … метафоры усиливаются, если она облечена в форму сказки: сказочная метафора обладает «свойством преломления» в …

1.2 Развитие метода сказкотерапия в психологическом консультировании В человеческой цивилизации сказкотерапия имеет почтенный возраст — не одно тысячелетие. Однако в научном мире сказкотерапия имеет совсем юный возраст — 12 лет. Официальной датой основания Института сказкотерапии считается 1998 год в России в Санкт Петербурге.

На сегодня можно выделить 4-е этапа в развитии сказкотерапии [3]. Первый этап развития сказкотерапии — устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного творчества продолжается по сей день. К нему относятся притчи, сказки, байки, метафоры, мифы, которые всегда передавались из поколения в поколение, неся многовековую мудрость народа.

25 стр., 12060 слов

… извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более … существования очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в … «Индийская философия» С.Радхакришнан, в 2-х т. М., «Миф», 1993. «АГНИ ЙОГА», в 4-х т., изд.«Сфера» …

Второй этап развития сказкотерапии — собирание и исследование сказок и мифов. Эти исследования связаны с именами Карла Густава Юнга, Луизы фон Франц, Б. Беттельхейма [4]. Юнг навел мосты между мудрецами Востока и психологами Запада. В основе его построения лежит символ. Символ, как и метафора, передает нечто большее, чем представляется на первый взгляд.

Вся картина нашего психического мира опосредована символами — архетипами. Архетип — это врожденные элементы человеческой психики, это метафорические прототипы, представляющие многочисленные этапы эволюции человечества. Существуют архетипы отца, матери, мужественности, женственности, детства и т. д.

Расшифровка глубинной архетипической природы сказочных образов дает возможность понимания сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается до сих пор. Третий этап — сценарии твоей жизни. Э. Берн указал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека [5]. Сценарий — это постепенно разворачивающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

Это тот психологический импульс, который формирует судьбу человека независимо от его свободного выбора, и превращается в дальнейшем в жизненный сценарий. Можно проследить явное сходство между сказками или мифами и реальными людьми. Благодаря этому этапу развития сказкотерапии появилась возможность помочь человеку увидеть, как формировался его жизненный сценарии, в какие тупики и ловушки он заводит человека, а самое главное, помочь человеку выйти из этих тупиков и творить свою судьбу дальше.

Четвертый этап — комплексная сказкотерапия. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как целостной воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков. Шелдон Копп в своей книге «Гуру: метафоры от психотерапевта» рассказывает о спасительной роли сказок в собственном детстве и о том, как позднее он заново открыл воспитательную силу преданий и сказок.

7 стр., 3411 слов

Сказкотерапия курсовая работа

… для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость. Волшебная сказка с ее стойкой … , активно сопереживая героям сказки. Бытовые (сатирические) сказки Такая сказка наиболее близка к повседневной жизни. Одобрение или осуждение … кристализированной форме… Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, …

Познание многих вещей в педагогики даются через сказки, метафоры, притчи. Как в педагогике, так и в психологии активно используется прием «Сочини сказку». В отечественной психологии исследованию сказок посвятили себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, С.А. Черняева, А.В. Гнездилов. Ими собран и обработан огромный сказочно — метафорический материал, как авторских, так и дидактических сказок, историй, притч, который используется не только психологами, но и педагогами в учебно-воспитательном процессе.

психологическое консультирование сказкотерапия сказка

2.3 Алгоритм «сказкотворения» Не смотря на колоссальнейшее различие и разнообразие сказок, можно выделить основные этапы присущие любой сказки, таким образом сформировать алгоритм «сказкотворения» [3]. Перечислим эти этапы: 1. Рождение героя. На этом этапе мы знакомимся с героем. Узнаем, где он родился, в какой семье.

Главным героем может быть человек любого социального положения царевич, крестьянин. Узнаем о его личностных особенностях — дурак или «умен не по годам»… «Королевское начало» есть в каждом человеке, но нужно проделать длинный и сложный путь, чтобы уникальный, индивидуальный дар был раскрыт и применен. 2.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Жизнь в отчем доме. Этап развития в отчем доме проходит каждый человек. На его протяжении человек принимает, впитывает, познает родительский опыт и формирует мировоззрение, накапливает информацию об окружающем мире, аккумулирует в себе энергию родительской любви, которая будет ему опорой в его самостоятельной жизни. 3.

Расставание с родным домом. Для этого главный герой отправляется в путь. Расставание с домом может быть как добровольны, так и вынужденным. В сказках наблюдается достаточно большой диапазон причин, которые побуждают героя покинуть родительский дом: спасение похищенной принцессы, поручение отца или царя, изгнание, «желание других посмотреть, себя показать»… Отделяясь от родителей и лишаясь их поддержки, главный герой, как и реальный человек, может рассчитывать только на себя.

Сказкотерапия курсовая работа

Какую дорогу он выберет, каким будет его путь — это тема следующего этапа сказки. 4. Выбор пути. На предыдущем этапе герой принял решение действовать самостоятельно. Часто в сказках на этом этапе герой приезжает на распутье. Перед ним три дороги, и вся жизнь его зависит от того, какой путь он выберет.

Герой делает выбор в соответствии с целью, с которой он покинул отчий дом. 5. Проверка на «доброе сердце». И вот выбор сделан. Следуя по этой дороге, он встречает разных существ, нуждающихся в его помощи. Он может проехать мимо, сославшись на то, что это отвлекает его от главной цели. Но в сказках герой всегда приходит на помощь.

Эта ситуация — проверка на доброе сердце. 6. Встреча с будущими помощниками. Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою новых друзей, способных помочь ему в трудную минуту. Таким образом, герой получает полную возможность самому строить свою жизнь, опираясь на доверие, совесть, интуицию, взаимовыручку. 7. Борьба и победа. Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу с персонифицированным злом (Кощей Бессмертный, Баба Яга, Колдунья…).

Он, иногда не сразу, но все же одерживает победу и получает то, зачем шел. Борьбу со злом можно найти и в реальной жизни человека. Бывают моменты, когда человек ощущает, что в его жизни происходит что-то не так. Приходит осознание, что перемены необходимы. И когда к нам приходит осознание, что же все-таки надо менять, мы отрубаем последнюю голову дракону.

Борьба со злом может быть и внешней. Человеку реально приходится противостоять ситуациям, где он оказывается в положении сказочного героя, борющегося с Драконом. Побеждая физически или духовно, человек становится сильнее и мудрее. 8. Возвращение домой. Трудности Пути. Оказывается, что победа над злом не означает конца испытаний.

Оказывается, что побеждено лишь открытое зло. Герой перешел на более высокий уровень развития и возможностей, и наивно было бы полагать, что это не вызовет зависимости окружающих. На этом этапе герой должен решать задачи с позиции приобретенного нового опыта. Действуя, применяя прошлый опыт и знания, герой погибает.

Мудрость сказки заключается в том, чтобы на примере главного героя показать, что достигнутая цель, результат — еще не конец пути, а только указание на то, что мы движемся в правильном направлении. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в изменившихся условиях. 9. Возрождение.

Ему помогают возродиться друзья и помощники, которых он приобрел в Пути. После этого герой может победить всех врагов и внутренних и внешних. 10. Прибытие домой. И вот, наконец, все трудности позади, показался отчий дом, но все изменилось (его считают либо погибшим, либо злодеем, дом порушен или невеста выходит за другого…).

Но герой уже сталкивался со скрытым злом на предыдущем этапе, теперь он очень осторожен и мудр. Используя весь опыт пройденного пути, прибегая к помощи верных товарищей, он проходит последние испытания и восстанавливает справедливость. Он воссоединяется со своими корнями, для того, чтобы они в последствии служили ему опорой во взрослой жизни. 11.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Обретение нового образа. Однако для того, чтобы все увидели в нем произошедшие изменения, ему нужно изменить облик, стать пригожим «что ни в сказке сказать, ни пером описать». На этом этапе происходит окончательная трансформация героя. Жизненный смысл этого этапа для человека — «простить детские обиды, принять мир таким, каков он есть, и идти в новое будущее с открытым сердцем». 12. Свадьба. Коронование.

Только теперь герой может праздновать свою победу. «Королевское начало» раскрыто и воплощено. Он приобретает новый социальный статус, а это предполагает новые цели и большую ответственность. Но наш герой к этому готов. С честью, выдержав все испытания, он способен мудро править своей страной и своей жизнью.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Однако сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человек неоднократно вынужден проходить все эти этапы в течение своей жизни, на разных витках в спирали развития… Поскольку, чаще всего сказкотерапевт пишет сам «сказку для клиента», подобная систематизация существенно облегчает его труд. Причем делает возможным обучение этому методу молодых специалистов, что является немаловажным для развития данного метода.

Стадии развития сценария

Этапы жизненного пути героя

Вопросы для анализа содержания сказки

1. Зарождение и формирование героя

Рождение героя,

Жизнь в отчем доме,

Покидание отчего дома

О чем сказка?

Каков основной смысл сказки?

Кто главный герой (положительные и отрицательные качества)? К чему стремится?

В чем основной конфликт?

2. Стадия становления. Способы взаимодействия с окружающим миром

Выбор пути,

Проверка на доброе сердце,

Обретение помощников

Каким образом герой пытается разрешить конфликт?

активно, пассивно;

сам или передает активность другому — важна ли помощь в решении вопросов;

прямой агрессией (достает меч и рубит голову) — решение проблемы с позиции силы;

хитростью — способность посмотреть на ситуацию с др. стороны, обернуть ее в шутку;

волшебством — использование оберегающих предметов;

групповое решение — важность присутствие коллектива;

и др способами.

3. Стадия управления. Видимые и скрытые мотивы поступков героя, его готовность взять ответственность за свои действия

борьба и победа,

возвращение домой,

возрождение

Почему герой совершает те или иные поступки?

Зачем ему это нужно?

Чего он хотел на самом деле?

Что приносят его поступки другим людям (радость, горе, прозрение и др.)?

Герой разрушитель или созидатель?

4. Стадия завершения. Осознание уроков на пути героя, понимание идеи сказки и соединение ее с реальностью жизни.

Прибытие домой,

Обретение нового образа,

Свадьба и коронование

Что герой получил в результате? Достиг ли герой своих целей?

Какова мораль сказки. Чему она научила? Как этот опыт применяется в жизни?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Народная медицина и ЗОЖ